Доброго вечера!
После некоторого опыта практики т.н. суб-динамической йоги, под впечатлением Вашей книги решил чуть-чуть попрактиковать статику-классику-расслабление. Это на самом деле что-то другое, но от этого не становится хуже. Хорошая вещь. Может быть Вы и правы неся в массы сие искусство коммуникации. В любом случае, это достойно внимания и судить об этом, а также сранивать типы практик можно только имея опыт их практики.
Таким образом у меня появилось желание "поработать" в режиме классики посерьезнее. Как я заметил основным отличием является даже не релаксация, а возможность более глубоко и тонко работать с ощущениями (почти на уровне медитации)и действительно ограничивать ум пространством тела.
А вопрос такой: где граница между качественной практикой классики (и есс-но релаксации) и ленью обыкновенной. Как не спутать намерение релаксировать и статистировать с обычной ленью? Не скатиться туда? Такие вопросы наиболее актуальны после динамики.
Let love rule!
Вопрос понял, попробую ответить.
По поводу ощущений не далее как вчера, в пятницу, я довольно подробно высказался тут же на конфе, отвечая Жанне.
Что до лени, ты Вы быстро поймете или почувствуете, что:
1. неотрывно держать внимание на теле;
2. полностью тормозить процесс мышления ;
3.выходить на предел формы в то же время "увертываясь" от ощущений, обеспечивая такую их дозировку, чтоб они не "высовывались" в сознание (восприятие);
4. при выдерживать длинные временные экспозиции;
5. добиваться полной мышечной релаксации
- и т.д. - это серьезная и достаточно противоречивая для тела и психики (особенно - человека, замученного "динамикой:)))) работа, выполняемая одновременно, так что ежели всем этим добросовестно заняиматься - то Вы думаете что останется место для лени!? Я Вас умоляю!
Сначала будет даже закипать с непривычки возмущенный разум, и не дать ему это сделать - это еще одна задача...
Короче говоря - не соскучитесь:)))
И наблюдать себя со стороны далеко не всем показано, поскольку репрезентация воспринимаемого у каждого разная, да и не сразу получается. Посему как раз идет речь о неком промежуточном этапе, который именуется работа с ощущениями. В процесссе этой работы Вы учитесь во-первых - отвлекаться от внешнего мира и своей спонтанной мыслительной продукции, замусоривающей сознание в состояни покоя, не свойственного человеку Запада. Во-вторых - привыкаете к правильному и ненасильственному выполнению асан, без глупых травм и ненужного усердия. В-третьих - сворачиваете сознание до пределов тела, что служит предварительной его подготовкой (сознания, конечно) к дальнейшим непривычным трансформациям. В четвертых - и так далее, можно много говорить, но все это ужее сказано, надо только найти и вдуматься.
Нади Шоддхана
Отправлено Хочу все знать - 23.07.2001 23:07
Может быть эту пранаяму нужно делать вечером, или до уджайи, или до Асан? А может быть эта пранаяма идеальный вход в медитацию?
Лично мне кажется - ИМХО, и опыт подтверждает это - что безопаснее всего начинать освоение практики йоги с асан. После года систематических занятий - присоединять полное дыхание. Когда его цикл сам по себе достигнет значения "одно дыхание в две минуты" - занимайтесь какой угодно пранаямой, Вы к ней готовы.
В принципе можно и сразу все начинать, как Вы это делаете, но при этом бывают варианты, один из котроых Вами и описан в постинге.
Жарко
Отправлено Tanja - 23.07.2001 10:47
Как только жара в Москве дошла до невообразимого уровня, я стала замечать, что во время практики здорово учащается сердцебиение, причем сердце лезет на передний план внимания, так что в конце концов кроме него ничего не воспринимаешь. Хотя вообще-то я жару переношу легко, в всяком случае, мне всегда так казалось.
Кто-нибудь знает, что делать?
, насчет невообразимого уровня не будем, бывает и пожарче - в Крыму, например, сейчас днем в тени 45 - 47, на солнце под 60 - примерно то же было в 1970.
Но дело не в жаре, просто жара показывает, насколько хорошо Вы умеете релаксироваться, вернее - не умеете. Ваша практика по усилиям избыточна, и по нервным, и по физическим. Поэтому следует: влезть переед практикой в душ, затем раслабиться минут семь - десять, а уже ппотом начинать занятия, и делать асаны ТАК, как предписывает технология класссики - на максимуме релаксации. Если Вам удастся этого достичь, то жарко вообще не будет, станет прохладно - без всякого потения!
Попробуйте:)))
Виктору
Отправлено Кирилл - 26.07.2001 22:39
Проделал я 1-й комплекс по Вашей книге,все как писали, с релаксацией и т.д. и т.п.
И было мне хорошо.
Но после практики я продолжил находиться в состоянии релакса. Не самое приятное чувство - что-то делать лень, голова как ватой набита.
Может быть что-то не так я делал? А может так и дОлжно быть?
Или после Шавасаны нужно медитировать (имхо, такое состояние, пожалуй в качестве предмедитационного подходит как нельзя лучше)?
Бывает так:
1. человек некачественно делает Шавасану - будучи, например, перегруженным либо перегретым (по нервам и эмоциям) - засыпает в ней. тогда после просыпа состояние мерзкое, тело и голова не понимают - то ли заснул, но не выспался. то ли не успел заснуть и уже разбудили. Поэтому "срываться" в сон в Шавасане нельзя, это может быть причиной Вашего "ватного" состояния;
2.нет привычки и к самой практике, и к расслаблению после нее и, соответственно, система просто не понимает что происходит. Ее отпустили по "оборотам", и она длит инерцию, веря, что нагрузка закончена и можно быть на малом ходу;
3.есть люди, склонные к гипотонусу или просто ему подверженные. Для них после выхода из Шавасаны может быть правильным и допустимым энергично подвигаться, быть может - пройтись на работу быстрым шагом либо что-то еще;
4.медитировать после Шавасаны можно тогда, когда для этого есть время и это входит в Ваши планы. Не должны возникать в резкльтате практики йоги НЕ устраивающие Вас состояния - если все идет верно!Быть может стоит ПЕРЕД началом Шавасаны поставить намерение такого вида: - После выхода из расслабления мое состояние будет соответствующим задачам наступающего дня (это если Вы практикуете йогу утром, если вечером то, быть может, реакция организма оправдана и Вы просто устали?)
5. ну и, наконец, может быть наступил просто период выраженных изменений в самоперестройке психосоматики, и ежели недели две-три повременить, то это просто пройдет.
Удачи в практике!:))
Что выбрать?
Отправлено Серега - 07.08.2001 09:35
Часто происходит, что чтобы расслабиться нужно принять менее правильную позу, чем описана. Чем пожертвовать расслаблением или сохранением правильности позы?
Давайте остановимся на следующем: если координаты понимания у нас не совпадают, и всего, что у меня в книге написано для Вашего понимания недостаточно, я повторю еще раз: расслабление в асане - это когда работа мышц, связок, сухожилий и суставов, задействованных в данной позе МИНИМИЗИРОВАНА настолько, чтобы
1.возникшие в системе ощущения можно было "опустить" (с помощью сознательного расслабления тела)под порог восприятия или до границы, когда ощущения как бы и есть, но они минимальны, фонового порядка;
2.чтобы при этом мышцы, НЕ УЧАСТВУЮЩМЕ в сохранении формы данной асаны были ПОЛНОСТЬЮ расслаблены;
3. и чтобы при этом форма, которую Вам удалось принять оставалась на какое-то время (до возникновения явных ощущений или усилий) НЕИЗМЕННОЙ!!!
Когда Вы спокойно сидите на стуле и находитесь в расслабленном состоянии это же не значит, что Вы с этого стула падаете, так ведь? Но тем не менее Вы же не чувствуете при этом каких-либо новых или непривычных ощущений в теле, а также каких-либо усилий по сохранению позы? Так и асаны: когда Вы к ним адаптируетесь - будет тот же эффект отсутствия и ощущений, и напряжения. А пока - нужно все это минимизировать и держать, вот и все. Как это Вам объяснить иначе - не знаю. Попробуйте подумать хорошенько, по-моему сказанное не допускает разночтений.
Последовательность Асан
Отправлено Кирилл - 08.08.2001 22:24
Не, я не успокоюсь пока не разберусь:
П.Джойс и Шандор дают следующую последовательность: сарвангасана, халасана, ширшасана (в перемежку с рыбами).
Виктор, а зачастую и Сид дают: ширшасана, сарвангасана, халасана.
Кто прав? Какие здесь кроются камни подводные? Почему нужна именно определенная последовательность?
Кирилл, попробую еще раз объяснить насчет перевернутых поз.
Не знаю, что там дает Шандор и Джойс, но глядите: в Сиршасане и Халасане шейный отдел испытывает сильное воздействие, причем такого характера, что края позвонков и хряши со стороны спины соответственно расходятся и растягиваются, с "фасада" - очень сильно сжимаются. Представьте, что Вы стояли минет десять в Сарвангасане (хотя на самом деле и семи достаточно для хорошего эффекта), потом, после короткой паузы, пять минут Халасаны. И затем - на голову! Остсточные деформации - следы воздействия двухразовой мощной и одинаково ориентированной нагрузки в
структуре шейного отдела исчезают далеко не сразу, примерно через столько минут, сколько в сумме Вы стояли в первых двух позах. Поэтому в данном случае Вы стоите на голове на структуре шейного отдела, "перекошенной" если так можно выразиться, предыдущим воздействием, эффект от которого не ушел в ноль (это подобно переключателю скоростей - есть инерция, не может одно направление вращения МГНОВЕННО смениться противоположным). И вот этот неубранный "хвост" структурного эксценриситета при стойке на голове начинает выравниваться уже под осевой, центральной нагрузкой, что весьма чревато! Понимаете мысль? А вот ПОСЛЕ центральной нагрузки - стойки на голове - а далее Сарвангасаны и Халасаны, остаточное воздействие просто постепенно уходит, поскольку, делая асаны, не связанные с нагрузкой на шею, мы даем возможность этим деформациям постепенно растаять НЕ накладывая разноплановые и мощные структурные следы изменений шейного отдела друг на друга!
Отчёт о практике
Отправлено йцукен - 09.08.2001 07:49
Прочитал отчёт о практике. Страшно стало. А если бы рядом с практикующим не было Виктора - то, что бы с ним стало?
А что Вы хотите? Ведь в данном случае речь идет по сути именно о йогатерапии, а это уже штучная работа, извините. Тем более если есть такие штуки с сахаром и обменными процессами в целом... Поэтому йога - традиционная - и универсальна, что создает условия для самонастройки. Отклонений от гомеостаза - заболеваний и вариантов функциональных расстройств - тысячи,и самых разных. Отсюда ясно, что йога НЕ может быть универсальным лекарством, поскольку это невозможно в принципе. Но вот создавать УСЛОВИЯ - с учетом личных особенностей, имеющихся расстройств и тяжести их состояния - для "включения" наиоптимальнейшего режима восстановления, срабатывания имеющихся еще резервов - это вполне возможно. Но грамотно и осторожно, - а?! Прям сплошная рифма катит!
И условия эти - для каждого абсолютно индивидуальны, хотя "монтируются" из одних и тех же "деталей" - асан, пранаям и соответствующей, вполне определенной, НЕ силовой (волевой, как хотите) технологии их выполнения.
Вопрос Виктору
Отправлено Кирилл - 12.08.2001 19:50
Добрый день.
Меня принципиально интересует ответ вот на какой вопрос, возникший во время продолжения практики Асан (по Вашей книге), в виде следующей медитации-випассаны - наблюдения за ощущениями в теле.
Итак, согласно Вашей позиции, любой положительный (и в том числе ярко выраженный терапевтический) эффект от практики Асан связан в-первую очередь даже не с тем, какие и сколько Асан выполнять, а с качеством их выполнения и работе в них. Так для получения таких эффектов необходимо, чтобы работали следующие моменты: релаксация тела и наблюдение за ощущениями, что в свою очередь позволяет запустить глубинные процессы организма, направленные на то, чтобы практикующему было хорошо:)
К примеру: я практикую Асану (сиддхасану) не менее 25 минут. В ней имею высокий уровень релаксации, дыхание - незаметно, но самое главное я на глубоком уровне работаю с ощущениями тела - буквально растворяюсь в теле и в ощущениях.
Вопрос: 1. Приводит ли такая практика (именно в одной медитационной асане), согласно Вашим утверждениям, к положительным терапевтическим и пр. эффектам и насколько она эффективна? 2. Может ли такая практика быть заменой практике множества Асан?
Если возможно, пожалуйста аргументируйте свою позицию, с тем чтобы все окончательно встало на свои места:)
Отвечаю:
> 1. я никогда не говорил о том, что во время практики асан
> дложна исполняться Випассана, тем более на ощущениях! Если
> Вы внимательно читали книгу - там сказано о такой работе,
> которая ведет к ОТСУТСТВИЮ ощущений, они уходят под порог
> восприятия в результате полной физической и ментальной
> ркелаксации,причем первая - волевая телесная - вызывает
> вторую - спонтанную ментальную, апрекращение внутреннего
> диалога;
Вот и чудно - разобрался я. Вот ведь как полезно иногда бывает задать вопрос. Я то как раз таки думал, что "ограничение сознания пространством тела" (по-моему была у Вас такая формулировка) и работа с ощущениями (как я понял - отслеживание всего и вся) и есть что-то сродни Випассане. Хотя работа в Випассане в конечном итоге также ведет и к прекращению внутреннего диалога и к осутствию ощущений через растворение в них.
> 2.ментальная и ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ пустотность сознания вызывает
> НЕ ЭЙФОРИЮ или приятные ощущения, в которых можно
> "купаться", но именно отсутстве всякой эйфории - искомое
> состояние есть не что иное, как отрешенность, погружение и
> пребывание в ПОКОЕ, когда все воспринимается без эмоций и
> под специфическим углом зрения,в том числе и сама практика,
> и ты сам в этом своем состоянии в этой практике;
Именно к этому Випассана и приводит - никакой эйфории, а только полный покой...
> 3.я никогда не говорил, что можно спаститсь (реализовать
> себя в йоге)с помощью ТОЛЬКО ОДНОЙ асаны. Должен быть
> выполнен - в упомянутом состоянии ментальной и эмоциональной
> "пустотности" - полный необходимый для данного человека
> (соответствующий его проблемам) КОМПЛЕКС аксан и пранаям -
> именно это ведет к запуску режима регенерации психостматики,
> это - и ничто другое;
Но зато на форуме Вы говорили - цитирую: "Корректность может быть одна - она же единственная, как и свежесть: должно быть соблюдена ТЕХНОЛОГИЯ выполнения асан в части самой техники (с полным учетом личных особенностей) и релаксации сознания (это прежде всего) и тела, хотя в своей завершенности первое достигается посредством второго. Некоторые выбирают для себя пять или десять асан - по каим-то своим проблемам - и выполняют их всю жизнь, - это нге возбраняется." Вот так. (речь кстати шла о 3-х асанах, а где 3, там как и известно и одна ;-), т.к. пожалуй не тремя и даже не пятью Асанами нел